Обсерватория

Сверхновая звезда в галактике NGC 4647
Исследования этого объекта начались 16 апреля 2022 года, когда в спиральной галактике NGC 4647 японский любитель астрономии Коичи Итагаки обнаружил сверхновую «2022hrs». Блеск Звезды на момент наблюдений составлял 12.5 зв. вел. Снимки сделаны в обсерватории планетария с помощью телескопа системы Ричи-Кретьена 360 и ПЗС-камеры QHY163 02/03 мая 2022 года с выдержкой 100 минут.
Двойная звезда Альбирео
Двойная звезда Альбирео расположенна в созвездии Лебедя. Сейчас известно, что Альбирео A и B образуют настоящую двойную систему с периодом обращения около 100 000 лет. Альбирео находится на расстоянии 385 световых лет от Земли. Фотография сделана в обсерватории планетария с помощью телескопа системы Ричи-Кретьена 360 и фотоаппарата Canon EOS 5d mark III.
М104 «Сомбреро» (NGC 4594)
М104 «Сомбреро» (NGC 4594) — пожалуй, одна из самых известных галактик наряду с «Туманностью Андромеды». Вы наверняка видели ее в книгах по астрономии. Своё название она получила за схожесть с мексиканской шляпой сомбреро. Галактика видна практически с ребра и через весь видимый диск проходит дорожка из тёмного пылевого вещества. Расстояние до М104 составляет 29.3 миллиона световых лет, а размер — примерно 50 000 световых лет. Интересно, что «Сомбреро» является двумя галактиками — в эллиптической галактике находится спиральная. Ну и «вишенкой на торте» является сильное рентгеновское излучение галактики — по мнению многих астрономов, оно генерируется сверхмассивной черной дырой в ядре.
Туманность Ориона М42
Самый интересный объект в созвездии – Большая Туманность Ориона М42. Она лежит ниже "пояса" из трех звезд и удалена от нас примерно на 1300 св. лет. Это лишь небольшая часть огромного облака, согреваемого молодыми звёздами. В ней формируются новые звезды. Большая Туманность Ориона – самая яркая диффузная туманность. Её поверхность простирается приблизительно на 80 x 60 угловых минут, что более чем в 4 раза превышает площадь полной Луны. Поэтому она хорошо видна невооружённым глазом, а её положение на небесном экваторе делает эту туманность видимой почти в любой точке Земли.
Галактика М64
Группа обучающихся объединения «Практическая астрономия» под руководством педагога Никифорова Андрея Юрьевича сфотографировала галактику «Спящая Красавица» (другое название – «Чёрный Глаз», М64 в каталоге Мессье). Эта галактика находится в созвездии «Волосы Вероники». Особенностью данного объекта является его происхождение из двух слившихся галактик с разными направлениями вращения. Поэтому газопылевой диск во внутренней части объекта вращается в противоположную сторону относительно вращения звёзд и газа на его периферии.
М13 (NGC 6205)
В каталоге Шарля Мессье это скопление известно как М13 или NGC 6205 – хорошо изученный и по настоящему красивый объект, расположенный в созвездии Геркулес. Содержит несколько сотен тысяч звёзд. На небе выглядит как тусклый объект с видимой звёздной величиной +5,8m Расположено скопление на расстоянии около 25 тысяч световых лет. В направлении шарового скопления M13 в 1974 году с помощью радиотелескопа обсерватории Аресибо было отправлено послание, содержащее сведения о человечестве и закодированные галактические координаты Солнечной системы.
Луна
Фотография сделана в ноябре 2021 года обучающимся объединения "Практическая астрономия"
Цепочка Маркаряна
Название связано с тем, что при наблюдении с Земли объекты выглядят расположенными вдоль гладкой кривой. Названа в честь советского астрофизика В. Е. Маркаряна, открывшего общее движение этих галактик в начале 1960-х годов. Цепочка состоит из галактик M84 (NGC 4374), M86 (NGC 4406), NGC 4477, NGC 4473, NGC 4461, NGC 4458 и NGC 4435 (Глаза). Цепочка находится в созвездии Дева. Это ближайшее к нам скопление галактик. В нем имеется более двух тысяч галактик, и его гравитационное притяжение оказывает заметное влияние на Местную группу галактик, окружающую наш Млечный Путь. Центр скопления в Деве находится на расстоянии около 70 миллионов световых лет. Детали съёмки: ED 80, Canon 5D, общая выдержка 2 часа. Фотография Евгения Тихонова
Сверхновая SN 2017eaw в галактике NGC6946 (Фейерверк)
Фотограф Планетария Евгений Тихонов сфотографировал недавно открытую свехновую SN 2017eaw. В галактике NGC6946 (Фейерверк) это уже 10 наблюдаемая сверхновая, открытая за период наблюдений в 100 лет. Так что она оправдывает свое название не только видом, но и поведением. В нашей галактике Млечный путь вспышки сверхновых не наблюдались с 1054 г. сама галактика просматривается сквозь Млечный путь, поэтому все звезды, видимые на снимке – это звезды Млечного пути. Снято 18.05.2017, телескоп RC360, суммарная выдержка 3 часа. По проведенной фотометрии снимков сверхновой, полученных в Планетарии, светимость звезды немного возросла с момента открытия и составляет 12.5m.
Галактика М 106 (NGC 4258) в созвездии Гончие Псы
Галактика М 106 (NGC 4258) в созвездии Гончие Псы.
Галактика М 106 (NGC 4258) в созвездии Гончие Псы. Галактику впервые описал французский астроном Пьер Мешен, обнаруживший её 30 июля 1781 года. Особое отличие это галактики – в наличие двух дополнительных рукавов, которые не содержат звезд. Правда эти рукава видны только в рентгеновском и радио- диапазонах. Фотография выполнена Е.М. Тихоновым в Большом новосибирском планетарии 19.03.2017г. Телескоп RC360, QHY10, общее время накопления сигнала – 4 часа.
Серебристые облака
Серебристые облака являются наиболее высокими облачными формированиями земной атмосферы. Они образуются на высоте от 70 до 95 км. Как правило, наблюдение серебристых облаков возможно только в летний период: в июне-июле они доступны для наблюдения в Северном полушарии на широтах с 45˚ до 70˚. К серебристым облакам наибольший интерес предъявляют астрономы и геофизики. Облака данного типа формируются в зоне температурного минимума, где температура воздуха опускается до -70˚С - 100˚С. Эта область стратосферы крайне слабо исследована, потому что аэростаты и самолеты не способны подняться на такую высоту. В свою очередь, искусственные спутники Земли не могут спуститься туда на достаточное время. В связи с этим, и сегодня не утихают споры о том, каковы условия в области формирования серебристых облаков и какова природа данного явления. В отличие от низких облаков тропосферы, серебристые облака располагаются в области активного взаимодействия земной атмосферы с космосом. Метеорное вещество, магнитные поля, межпланетная пыль, заряженные частицы космического и солнечного происхождения становятся участниками физико-химических реакций, в результате которых появляются полярные сияния, метеорные явления, свечения атмосферы, изменения длительности и оттенка сумерек. Роль этих явлений в формировании серебристых облаков пока не изучена. География диктует свои условия наблюдения серебристых облаков. Как правило, их изучением занимаются астрономы России, Северной Европы, Канады. Отечественные ученые внесли огромный вклад в эту работу. При этом большая часть открытий в данной области принадлежит астрономам-любителям. Фотограф Евгений Тихонов
NGC 3184
3 мая 2016 года в обсерватории Большого Новосибирского Планетария были проведены наблюдения и фотографирование галактики NGC 3184. 22 марта 2016 японский астроном открыл сверхновую звезду в галактике NGC 3184. На основе последующих наблюдений был определен тип сверхновой и присвоено название - SN 2016bkv типа Ib. Галактика NGC 3184 (тип Sbc ) находится в созвездии Большой медведицы и замечательна своим высоким содержанием тяжелых элементов, яркими голубыми звездами и тем, что это уже пятая сверхновая звезда вспыхнувшая в ней за 100 летний период наблюдения. Визуально сверхновая звезда в галактике видна рядом с фоновой звездой (USNO-A2 1275-07689746) Млечного пути. На момент наблюдений сверхновая звезда имела яркость 15.5 звездной величины. Фотограф Евгений Тихонов
М51 «Водоворот»
В ночь на 31 марта 2016 г. в западной башне обсерватории Планетария была получена астрофотография группы взаимодействующих галактик под общим названием М51 «Водоворот». Группа находится от нас на расстоянии 25 миллионов световых лет в созвездии «Гончие Псы». Малая галактика (NGC 5195) частично перекрывается рукавом большой галактики (NGC 5194). Даже на этом «городском» снимке просматриваются приливные волны в облаках пыли обусловленные гравитационным взаимодействием галактик. Астрономы предполагают, что спиральная структура М51 образовалась главным образом за счет гравитационного взаимодействия с меньшей галактикой. Снимок выполнен с помощью телескопа RC360, суммарная выдержка 7 часов. Фотограф – Евгений Тихонов.
Спящая Красавица
9 марта 2016 года в обсерватории планетария была выполнена астрофотография галактики NGC 4826, которая носит названия Спящая Красавица или Чёрный Глаз. Галактика расположена в созвездии Волосы Вероники на расстоянии около 17 миллионов световых лет от Земли. Особенностью этого объекта является его происхождение из двух слипшихся галактик с разным направлением вращения. Вследствие этого газопылевой диск во внутренней части объекта вращается в противоположную сторону относительно вращения звёзд и газа на его периферии. Фотограф Евгений Тихонов
Туманность «Полумесяц» (NGC 6888) в созвездии Лебедь
Туманность «Полумесяц» (NGC 6888) в созвездии Лебедь располагается она на расстоянии примерно 4700 световых лет от Земли. NGC 6888 образовалась в результате выбросов звезды супергиганта HD 192163, расположенного в центре туманности (голубоватая звезда правее центра кадра). Звезда HD 192163 в 3,34 раз больше и в 15 раз тяжелее Солнца. Предположительно, в ближайших нескольких миллионов лет HD 192163 вспыхнет, как сверхновая.
Юпитер
Юпитер 3 мая 2015
Пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. Наряду с Сатурном, Ураном и Нептуном Юпитер классифицируется как газовый гигант.
NGC 4565, (Игла)
NGC 4565, (Игла) 8 мая 2015
Спиральная галактика в созвездии Волосы Вероники. Галактика нам видна с «ребра» как тонкий диск, разделённый посередине пылевой полосой. Расположена в 40 млн. световых лет от Земли.
NGC 6888 (другое обозначение — LBN 203)
NGC 6888 (другое обозначение — LBN 203)  25 апреля 2015
Эмиссионная туманность в созвездии Лебедь. Размеры туманности составляют примерно 25 на 18 световых лет. Она располагается на расстоянии примерно 4700 световых лет от Земли. NGC 6888 образовалась в результате выбросов супергиганта HD 192163, расположенного в центре туманности. Масса этого светила составляет около 10 солнечных. Этот объект входит в число перечисленных в оригинальной редакции «Нового общего каталога».
Messier 3 (M 3, NGC 5272 или Мессье 3)
Messier 3 (M 3, NGC 5272 или Мессье 3) 19 мая 2015
Шаровое скопление в созвездии Гончих Псов. Это скопление — одно из самых больших и ярчайших. Оно состоит из более чем 500 тысяч звёзд. Скопление находится на расстоянии 33 900 световых лет от Земли.
Вымеобразные или трубчатые облака
Вымеобразные или трубчатые облака 3 июня 2015 г.
Облака, основание которых имеет специфическую ячеистую или сумчатую форму. Встречаются редко, преимущественно в тропических широтах, и связаны с образованием тропических циклонов. Ячейки обычно имеют размер около полукилометра, чаще всего резко очерчены, но бывают и с размытыми краями. Их цвет обычно серо-голубой, как и у основного облака, но из-за попадания прямых лучей Солнца или подсветки от других облаков могут казаться золотистыми или красноватыми. Облака являются проявлением неустойчивости Рэлея — Тейлора.